22 ноября 2002
"Её талант поразительно человечен…"

В год театра мы продолжаем рассказывать о писателях-драматургах. Сегодняшняя наша беседа посвящена Людмиле Петрушевской.
Людмила Стефановна Петрушевская — российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено. Первым опубликованным произведением автора был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье" и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983). Постановка "Чинзано" была осуществлена театром "Гаудеамус" во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса "Любовь" в Театре на Таганке, "Квартира Коломбины" в "Современнике", "Московский хор" во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать "в стол" — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о "теневых сторонах жизни". Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки ("Анданте", "Квартира Коломбины"), пьесы-диалоги ("Стакан воды", "Изолированный бокс"), пьесу-монолог ("Песни XX века", давшую название сборнику ее драматургических произведений). Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена" и многие другие. В 1990 был написан цикл "Песни восточных славян", в 1992 — повесть "Время ночь". Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!" — "Сказки, рассказанные детям" (1993); "Маленькая волшебница", "Кукольный роман" (1996). Первый сборник прозы Людмилы Петрушевской, "Бессмертная любовь", был опубликован в 1987 году. В 2019-м столичные театры вновь обратились к творчеству Петрушевской. Театр имени Маяковского поставил спектакль "Московский хор", Константин Богомолов для "Школы современной пьесы" выбрал произведение "ГАЗБУ". Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта. Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, "Пуськи бятые" — это подражание неразборчивому детскому лепету, "Истории из моей собственной жизни" — автобиографический роман. "Время ночь" — жесткий и неприглядный реализм, "Нас украли" — отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то "наверху" придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить "низы". Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии "НОС". "Богиня парка" и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров. В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. "Сказка о часах", "Волшебные очки", "Матушка-капуста", "Анна и Мария" — это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру всегда выступала реальная жизнь. В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник "Московский хор", включивший в себя такие пьесы, как "Сырая нога, или Встреча друзей", "Бифем" и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя. Она является переводчиком и автором почти 400 сказок, в том числе и лингвистических. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. В 2017 году она представила свои новые книги "Странствия по поводу смерти" и "Никому не нужна. Свободна", а также сборник "Про нашу прикольную жизнь. Сти-хи-хи". В 2018 году ее роман "Нас украли. История преступлений" вошел в длинный список премии "Большая книга". Повесть "Маленькая девочка из Метрополя" — в шорт-лист премии Союза критиков США. В 2018 году вышли книги писательницы "Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной" и "Волшебные истории. Завещание старого монаха". По сценариям Петрушевской был поставлен ряд фильмов и фильмов-спектаклей: "Любовь" (1997), "Свидание" (2000), "Московский хор" (2009) и др. Мультипликационный фильм "Сказка сказок" по совместному сценарию Людмилы Петрушевской и Юрия Норштейна признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США). По сценариям Петрушевской созданы мультфильмы "Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник" (1976), "Краденое солнце" (1978), "Заячий хвостик" (1984), "Кот, который умел петь" (1988), "Куда идут животные (из альманаха „Веселая карусель №34“)" (2012). Она является автором мультфильмов, выступая как художник, сценарист и режиссер. Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма "Ежик в тумане". И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя. В 1991 году Петрушевская была удостоена немецкой премии им. Пушкина (Гамбург). Писательница была номинирована на первую Букеровскую премию (шорт-лист). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года. Писательница была отмечена Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1991), премией "Триумф" (2002), Театральной премией имени Станиславского (2004) и др. В 2010 году Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованных в 2009 году. В 2013 году она стала лауреатом ежегодной Премии Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду "За вклад в русскую драматургию". В настоящее время Людмила Петрушевская живет в Москве. В 1996 году московское издательство "АСТ" совместно с харьковским издательством "Фолио" выпустило пятитомное собрание сочинений писательницы. Сейчас писательница создает рисованные анимационные ленты в Студии ручного труда. Из-под пера Петрушевской вышли "Беседы К. Иванова", "Улисс: ехали-приехали". Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. В "Кабаре одного автора" она исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы. Книги Людмилы Петрушевской имеются в центральной районной библиотеке имени Пущина.
С.И.Музычкина, библиотекарь Туринской центральной районной библиотеки имени Пущина
Добавить комментарий