5 августа 2016
О банкротстве!

Налоговая инспекция информирует!
1.Обязанности должника по подаче заявления в Арбитражный суд о признании его несостоятельным (банкротом), правовые последствия неисполнения данной обязанности.
Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд
(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ)
1. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
настоящим Федеральным законом предусмотрены иные случаи.
2. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Признаки банкротства
Неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в сумме:
· По юридическим лицам-не менее 300 тыс. руб.;
· По гражданам, в том числе по индивидуальным предпринимателям-не менее 500 тыс. руб.;
· По сельскохозяйственным организациям-не менее 500 тыс. руб.;
· По организациям-субъектам естественной монополии-не менее 1000 тыс. руб.
Также вводятся новые составы административных правонарушений, в частности:
1.1. Неисполнение гражданином обязанности по подаче заявления о признании гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), теперь влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3-х тыс. руб.;
1.2. Незаконное воспрепятствование индивидуальным предпринимателем или гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя или гражданина, включая уклонение или отказ от предоставления информации в случаях. Предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемых деяний, теперь влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3-х тыс. руб., на должностных лиц-от 5 тыс. до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 мес.дДо 2-х лет.
(Федеральный закон от 29.06.2015 №154-ФЗ)
2.1. За сокрытие имущества, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, уничтожение бухгалтерских документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4-х до 5-ти тыс. руб., на должностных лиц-от 50-ти до 100-а тыс. руб. или дисквалификацию на срок от шести до 3-х лет.
(Ст. 14.13 ФЗ №154 от 29.06.2015г.. Неправомерные действия при банкротстве)
2.Ответственность руководителя должника и иных контролирующих должника лиц, связанная с банкротством (виды ответственности, правовые механизмы привлечения к ответственности)
Виды ответственности
ФНС напоминает, что за неподанное заявление о банкротстве налоговые органы теперь могут штрафовать.
Это предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены соответствующие поправки в КоАП РФ.
Если руководство юридического лица или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при наличии оснований не подало заявление о банкротстве, налоговые органы вправе самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности в виде штрафа. За повторное в течении года нарушение арбитражный суд по обращению налогового органа может дисквалифицировать виновных должностных лиц.
Кроме того, налоговые органы получили право составлять протоколы об административном правонарушении за неисполнение судебного акта, которым контролирующее должника лицо привлечено к субсидиарной ответственности. Арбитражный суд по результатам рассмотрения таких протоколов сможет дисквалифицировать нарушителей.
Правовые механизмы привлечения к ответственности
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях исполнения налогоплательщиками данной конституционной обязанности федеральный законодатель в соответствии со статьями 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и своевременной уплате причитающихся государству сумм налога.
Закрепляя правовой механизм исполнения конституционной обязанности по уплате налогов, федеральный законодатель обладает широкой свободой усмотрения в установлении — в рамках, определенных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, — как форм налогового контроля и порядка его осуществления, так и конкретных составов правонарушений, их видов и ответственности за их совершение, включая основания и условия привлечения к ответственности. В указанный механизм включены прежде всего предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации средства административного (налогового) характера: направление налогоплательщику требования об уплате налога (статья 69) и обращение взыскания на денежные средства на счетах в банках и иное имущество налогоплательщика (статьи 46 и 47).
В случае недобросовестных действий налогоплательщика, имеющих целью сокрытие денежных средств или иного имущества от взыскания недоимки по налогам и сборам, возникает юридический факт, влекущий возникновение уголовно-правовых отношений. Принудительной мерой обеспечения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов в таком случае становится привлечение к уголовной ответственности по статье 199.2 УК Российской Федерации "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2003 года N 9-П, в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными; вместе с тем оценка степени определенности содержащихся в законе понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний: как законодательство Российской Федерации о налогах (статья 110 Налогового кодекса Российской Федерации), так и Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 5, часть первая статьи 14) предусматривают, что лицо может подлежать ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина; объективное вменение не допускается.
3.Механизмы оспаривания в рамках процедуры банкротства сделок, совершенных должником или другими лицами за счет должника.
Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право дать указания, обязательные для исполнения должником).
Данная законодательная инициатива направлена на увеличение конкурсной массы должника посредством введения института конкурсного оспаривания сделок должника, предпринятых для отчуждения имущества или принятия имущественных обязательств, а также посредством включения в конкурсную массу имущества лиц, которые несут субсидиарную ответственность наряду с должником.
Авторы законопроекта предложили изменить действующий порядок конкурсного оспаривания сделок, указав на то, что подлежат оспариванию действия, платежи и иные сделки, направленные на прекращение обязательств по передаче имущества, в том числе путем их исполнения. Кроме того, они предложили уточнить материально-правовые основания для оспаривания сделок в деле о банкротстве, а также процессуальные права и обязанности сторон при оспаривании сделок банкротства и привлечении к субсидиарной имущественной ответственности лиц, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять его действия.
В связи с тем что в преддверии банкротства должники часто совершают действия по уменьшению имущества, которое должно войти в конкурсную массу, в законопроекте предлагается упростить процедуру доказывания недействительности сделок, приведших к причинению убытков кредиторов. В частности, предусматривается оспаривание подозрительных сделок должника и сделок должника с предпочтительным предоставлением и устанавливаются условия, при наличии которых указанные сделки могут быть признаны недействительными. При этом оспаривание подозрительной сделки возможно на основании объективного критерия — неравноценности встречного исполнения и субъективного критерия — намерения должника причинить вред кредиторам, ограничив их возможности получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника.
Кроме установления дополнительных оснований оспаривания подозрительных сделок, законопроект уточняет также основания для признания недействительными сделок должника с предпочтительным предоставлением и корректирует период подозрительности для них. К таким сделкам предлагается отнести: сделки, изменяющие очередность удовлетворения требований кредиторов; сделки, необоснованно предоставляющие в "период подозрительности" дополнительно обеспечение обязательств кредитора; сделки, приводящие к тому, что кредитор может получить больше, чем получил бы в случае распределения имущества конкурсной массы при проведении конкурсного производства в момент совершения такой сделки.
В соответствии с законопроектом сделка может быть признана недействительной в течение одного года до принятия заявления или после принятия заявления судом.
Согласно законопроекту сделка может быть оспорена только арбитражным управляющим и лицами, прямо указанными в законе.
С целью создания реально действующего механизма привлечения к субсидиарной имущественной ответственности лиц, способствовавших наступлению банкротства, лицо, имеющее либо имевшее право давать обязательные для исполнения должником указания (управляющие должника), обязано возместить убытки, если будет установлено, что должник ненадлежащим образом исполнял обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, по ведению и хранению документов бухгалтерского учета. Законопроектом также устанавливаются процессуальные особенности рассмотрения судом требований о привлечении указанных лиц к ответственности.
Ныне действующее законодательство не позволяет эффективно оспаривать сделки, направленные на незаконное отчуждение имущества должником в преддверии банкротства. Многие этим пользуются. В отсутствие специальных оснований оспаривания подозрительной сделки, сделки, приводящей к умышленному отчуждению имущества неплатежеспособного лица, такие сделки оспариваются как фиктивные (мнимые) или притворные, реже оспариваются как сделки, совершенные с целью, противной основам нравственности и правопорядка, хотя такое тоже бывает, либо оспариваются как сделки, совершенные по злонамеренному соглашению сторон. Анализ судебной практики по оспариванию фиктивных сделок показывает, что действующие нормы крайне неэффективны. Предлагается усовершенствовать порядок конкурсного оспаривания сделок путем указания на то, что подлежат оспариванию действия, платежи и иные сделки, направленные на прекращение обязательств по передаче имущества, в том числе путем их исполнения.
Причем законопроектом не только предлагается уточнить материально-правовые основания для оспаривания сделок в деле о банкротстве, а также процессуальные права и обязанности сторон при оспаривании сделок и привлечении к субсидиарной имущественной ответственности лиц, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять действия этого лица, но и увеличивается с 6 месяцев до года срок, в течение которого сделка может быть оспоренной и признанной недействительной.
4. Последствия для должника введения процедуры банкротства физического лица.
· В течении пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам или договорам займа без указания на факт своего банкротства.
· В течении пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.
В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 ст. 213.28 Федерального Закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не применяется.
Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .
После завершения реализации имущества гражданина, на неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, арбитражным судом выдаются исполнительные листы.
· В течении трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;
· При введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. (на основании п.1 ст. 207 ФЗ №127-ФЗ от 26.10.2002)
А.В.Шенаурин, начальник инспекции, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса
- 5 августа 2016
- Налоговая предоставляет выписку из ЕГРН без оплаты
Налоговая инспекция информирует!
- 20 апреля 2016
- Отменена обязательность печати для АО и ООО
Информация для налогоплательщиков
- 19 апреля 2016
- Представление отчетности в ФНС по телекоммуникационным каналам связи
Информация для налогоплательщиков
Добавить комментарий