15 марта 2019
"Великий комик жизни действительной" — драматургия Гоголя и его взгляды на театр

1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения русского писателя-драматурга Николая Васильевича Гоголя. На протяжении всего своего творческого пути Гоголь постоянно обращался к вопросам театра и драматургии.
Трудно представить жизнь без театра, в котором органично синтезированы литература и хореография, музыка и изобразительное искусство. Над театральным продуктом трудится целая команда: актеры, режиссеры, постановщики, художники, рабочие. Многое зависит и от автора пьесы. Сегодня мы поговорим о драматурге Николае Васильевиче Гоголе.
На протяжении всего своего творческого пути Гоголь постоянно обращался к вопросам театра и драматургии, неизменно отстаивая принципы национальной, общественно направленной драматургии. В своих статьях о театре: "Петербургская сцена в 1835/36 г.","Петербургские записки 1836 года","О театре, об одностороннем взгляде на театр"(1845) и в особенности в"Театральном разъезде" (1842)- Гоголь создал цельную и глубокую теорию социальной комедии, обосновал эстетику театра жизненной правды. Выдвигая принципы социальной сатиры и жизненной правды в комедии, Гоголь являлся непосредственным продолжателем Пушкина.
В "Петербургских записках" Гоголь резко выступил против засилья мелодрам и водевилей, видя в них искажение жизненной правды, измену подлинному искусству. Он указывал на вырождение и измельчание современной европейской драматургии, еще недавно представленной такими именами, как Лессинг и Шиллер. Во всех своих высказываниях о театре и драматургии Гоголь настойчиво проводил основное требование — требование жизненной правды, идейности, изображения основных явлений действительности в свете тех прогрессивных и демократических идеалов, которые и определили реалистический и обличительный характер его собственных пьес.
Комедия, по мнению Гоголя, должна не забавлять смешными ситуациями, прикрывая этим подлинные, кровоточащие противоречия и язвы общественной жизни, а смело и правдиво их вскрывать, сдергивать маску лицемерия с представителей господствующих классов. Эта общественно-обличительная "идея" комедии, глубина отражения ею действительности и определяют ее художественную структуру: "…правит пьесою, — указывает Гоголь, — идея, мысль: без нее нет в ней единства".
Первую свою комедию "Владимир 3-ей степени"Гоголь начинает писать еще в начале 1833 года. Замысел "Владимира 3-й степени" тесно связан с циклом петербургских повестей. Гоголь рисует в своей комедии высший бюрократический круг, мир бесчестных карьеристов, бессовестных подлецов и взяточников. Хотя работа над комедией приостановилась, видимо, на втором действии, но по сохранившимся отрывкам и сценам можно представить ее общий замысел. В конце пьесы герой ее сходил с ума и воображал, что он сам и есть Владимир 3-й степени. Отдельные эпизоды этой незавершенной комедии были обработаны впоследствии Гоголем в виде самостоятельных сцен.
Вынужденный из-за опасения цензурного запрета оставить незаконченной комедию "Владимир 3-й степени", Гоголь почти одновременно с нею, в том же 1833 году, начинает работу над новой пьесой — будущей "Женитьбой" (первоначальная редакция называлась "Женихи"). Сюжет этой пьесы представлялся Гоголю более "безобидным" в цензурном отношении, чем сюжет его первой комедии, будучи основан на событиях частной жизни, так что, казалось бы, и "квартальный не мог бы обидеться".
В первоначальном варианте действие "Женитьбы" происходило в деревне в помещичьем доме. Здесь еще отсутствуют Подколесин и Кочкарев. Невеста Авдотья Гавриловна — небогатая помещица. Хозяйственный Яичница, в первой редакции, справляясь о приданом невесты, интересуется количеством даваемых за нею крепостных "душ".
Весной 1835 года Гоголь закончил полную редакцию комедии, которая получила новое заглавие "Женитьба" и в основном совпадает по своему сюжету с окончательным текстом. В этом виде Гоголь читал комедию 4 мая 1835 года в Москве у Погодина. Напряженная работа над "Ревизором", занявшая конец 1835 года, заставила писателя отложить свое намерение отдать "Женитьбу" в театр для постановки. Сообщая М. Погодину об окончании "Ревизора" 6 декабря 1835 года, он писал о "Женитьбе": "Той комедии, которую я читал у вас в Москве, давать не намерен на театр". Однако весной 1836 года под влиянием настойчивых просьб Щепкина, желавшего поставить "Женитьбу" в свой бенефис, Гоголь еще раз переделал комедию. В "Женитьбе" Гоголь показал сдвиги, произошедшие в окружающем мире, в котором все большую роль начинает играть "денежный капитал", выступает новое соотношение социальных сил. Сам брак становится средством купли-продажи, пародией на чувство.
Главные действующие лица комедии Подколёсин и Кочкарёв наиболее полно выражают моральную и духовную деградацию дворянского общества. При всем их внешнем различии они оба — порождение бессмысленности, пустоты, паразитического существования.
Беспощадно обличая дворянскую спесь, Гоголь не щадит и купечество. "Купеческая дочь" — невеста Агафья Тихоновна лишена какого-либо интеллектуального начала. Унаследовав дикость купеческой среды, она полна лишь одним чувством тщеславия и элементарным желанием выйти замуж. Жениха она выбирает по жребию. В убогом сознании Агафьи Тихоновны собственно нет даже особых доводов в пользу дворянина. Главная побудительная причина-это тщеславие, желание покрасоваться в качестве "дворянки", показаться выше своего звания.
Сваха прекрасно разбирается в нравах того общества, в котором вершит свои "дела", знает истинную цену и промотавшимся дворянским женихам, и чиновнику, и купцу. Исполненная особенно ярких и пестрых красок речь Фёклы изобилует как меткими народными поговорками и выражениями, так и мещанскими оборотами. В Фёкле все же больше трезвого ума и смекалки, чем в остальных персонажах комедии. Гоголь назвал свою комедию "совершенно невероятным событием в двух действиях". Невероятность "события" — бегство Подколёсина в последний момент, когда все препятствия к браку были устранены, не является каким-либо фарсовым "трюком".
"Игроки", трагикомическая история опытного шулера Ихарева, изобретательно обманутого и ограбленного еще более ловкими мошенниками и пройдохами, его же собратьями по ремеслу, вырастает в широкое обобщение. Там, где все отношения между людьми основаны на денежном интересе, на обогащении за счет ближнего, не существует ни морали, ни дружеских чувств, ничего, кроме "чистогана". Заведомые мошенники и шулера отнюдь не являются какими-то отверженцами. Они почтенные члены дворянского и чиновничьего общества. В прошлом офицер Ихарев не только шулер, но и помещик, у которого в Смоленской губернии сто душ да в Калужской восемьдесят.
"Ревизор" был начат Гоголем вскоре после того, как он приступил к написанию "Мертвых душ". Сюжет комедии, как впоследствии указывал сам писатель, был дан ему Пушкиным.
Основной конфликт, определяющий построение пьесы, заключается не в столкновении отдельных персонажей, не в любовной коллизии, а в общественном, социальном характере "завязки", которая раскрывает наиболее существенные противоречия действительности.
Все действие пьесы необычайно целеустремленно и органично сосредоточено вокруг "ревизора". Еще до появления Хлестакова вся атмосфера на сцене насыщена ожиданием "ревизора", а в дальнейшем поведение Хлестакова определяет все перипетии комедии. "Необычайное происшествие" — приезд мнимого "ревизора" в маленький провинциальный городишко приводит в движение самые разнообразные пружины, благодаря чему перед зрителем проходит вся жизнь города. Чиновничество, купечество, городское мещанство выступают во всей жизненной конкретности и вместе с тем типичности своих взаимоотношений, являя собой картину всей страны.
Зритель уже в первом действии погружен в самую гущу нечистых и беззаконных плутней и проделок чиновников. Второе действие начинается с монолога Осипа, в котором дана характеристика Хлестакова, не оставляющая сомнений у зрителя в том, кем и чем в действительностиявляется Хлестаков, так что дальнейшее появление самого Хлестакова, его претензии к трактирщику за плохое обслуживание воспринимаются зрителем, уже знающим подлинную цену фанфаронства Хлестакова, комически. То обстоятельство, что Хлестаков принимается всеми за ревизора, объясняется укладом жизни провинциального города, нечистой совестью городничего и чиновников, напуганных неожиданно полученным известием о "ревизоре" из столицы. И чем нелепее и наглее ведет себя Хлестаков, тем тверже убеждаются в его "инкогнито" чиновники. Третье действие, происходящее в доме городничего, заключает сцену безудержного вранья Хлестакова, центральную в пьесе.В ней до конца обнажается характер Хлестакова и доходит до апогея страх чиновников, их уверенность во всемогуществе "ревизора". В четвертом акте события развиваются еще более быстрыми темпами, захватывают все более широкие круги провинциального общества. Прием Хлестаковым чиновников, "подсовывающих" ему взятки, появление купцов, жалующихся на городничего, и, наконец, унтер-офицерской вдовы и слесарши — создают широкую социальную панораму и в то же время способствуют нарастанию сюжетного напряжения. Предложение, сделанное Хлестаковым дочке городничего, снова меняет всю ситуацию. Городничий, Анна Андреевна показаны в новом аспекте, еще глубже, до конца разоблачается и обнажается все наиболее грубое и мерзкое, что таилось в их душах. Пятое действие начинается с изображения торжества и "величия" городничего и завершается разоблачением Хлестакова, являющимся тем самым и катастрофой для городничего. Неожиданное известие о прибытии настоящего ревизора вновь возвращает пьесу к ее началу, к прежней расстановке фигур. Круг замкнулся, и тем резче и беспощаднее сатирический, обличительный смысл комедии, в которой срываются одна за другой маски с представителей господствующих классов.
Смелым новаторством Гоголя было то, что он не противопоставилсвоим отрицательным персонажам — положительного героя.
После представления "Ревизора" (1836) "избранная" публика и критика сошлась на том, что произведение Гоголя есть низкий фарс, пасквиль и наглая, циничная клевета на отечество. В то же время демократические круги приняли комедию Гоголя восторженно. Гоголь несомненно внес огромный вклад в развитие театра и драматургии.
Театр сегодня жив и несет радость людям. Театр безусловно заслуживает того, чтобы ему посвятили целый год.
Библиотекарь Туринской районной библиотеки имени И.И. Пущина, Светлана Музычкина
- 15 марта 2019
- 15 марта — Всемирный День защиты прав потребителей
Поздравляем!
- 15 марта 2019
- 17 марта — День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства
Поздравляем!
- 15 марта 2019
- 15 марта в актовом зале Администрации чествовали работников сферы ЖКХ
Поздравляем!
Добавить комментарий