12 декабря 2023
По направлению: Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей
Памятка потребителю
Общие разъяснения:
Оказание услуг мобильной связи осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг (Договор об оказании услуг подвижной (мобильной связи), согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги мобильной связи, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор должен содержать все необходимые условия.
Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют исполнителю услуг право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом РФ предусмотрена возможность предоставления договором такого права (например, право исполнителя услуг на изменение тарифов на услуги связи),
2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров по искам к оператору связи,
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности в связи с расторжением договора по инициативе потребителя;
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность оператора связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают оказание услуг связи обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом. Например, безусловное согласие абонента на предоставление счета только на адрес электронной почты, «личный кабинет» (п.42 Правил);
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя (например, подключение платных подписок. Договором не должно презюмироваться согласие абонента на предоставление рекламной информации, рассылок; на обработку оператором персональных данных за рамками исполнения договора, передачу персональных данных третьим лицам; на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; на доступ к услугам связи, оказываемым другим оператором связи;
7) условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты услуг связи;
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию оператора связи, не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки (3% - п. 5 ст. 28 Закона);
10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены оператору связи оказании услуг ненадлежащего качества;
11) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя (например, доказать оказания услуг связи ненадлежащего качества);
12) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
13) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении услуг связи с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками услуг;
14) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Способы восстановления нарушенных прав:
1. Потребитель вправе, при наличии в договоре об оказании услуг связи условий, ущемляющих права потребителя, предъявить письменное требование исполнителю о внесении изменений в условия договора. Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению операторов связи в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. Обращение в суд с исковым заявлением. Потребитель вправе подать исковое заявление по своему выбору – по месту жительства, по месту нахождения оператора связи либо по месту заключения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины (до 1 млн. рублей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Административная ответственность.
- 12 декабря 2023
- По направлению: Предоставление информации потребителю
Памятка потребителю
- 12 декабря 2023
- По направлению: Порядок и условия заключения договора об оказании услуг мобильной связи
Памятка потребителю
- 12 декабря 2023
- По направлению: Оплата и изменение оплаты услуг мобильной связи
Памятка потребителю
Добавить комментарий